Cyberpunk 2077 и субкультура киберпанка

Cyberpunk 2077 и субкультура киберпанка

Однозначно, Cyberpunk 2077 вобрал в себя многое из фильмов, книг и задумок последних 50-ти лет в стиле киберпанк и, буквально, возродил его из пепла именно как игровой жанр.

Поговорим немного о самом движении киберпанка в SciFi (фантастике) и о том, удалось ли создателям Cyberpunk 2077 воплотить в игре задумки известных писателей-фантастов. Так же пройдемся немного по отсылкам в игре на оригинальные произведения/фильмы этого жанра.

Статья содержит большое количество спойлеров. Так что, будьте осторожны, если вы еще не прошли игру!
 

Что вообще такое «Киберпанк»?

Чтобы понять, что это такое, стоит вернуться лет на 60 назад в 1960 год. Именно в 60-е годы на фоне живого общественного интереса к бионике и биомеханике вышла повесть Манфреда Клайнеса «Киборги и космос» («Cyborgs and Space») в 1960 году, где в первые упоминался такой термин как «киборг». Следующим произведением, где мы напрямую погружаемся в «дарковый» безнадежный мир будущего с киборгами, принято считать книгу Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» («Do Androids Dream of Electro Sheep?») — 1968 год. В последнем произведении мы встречаем модификации человека, создание андроидов (мыслящих бионических роботов). Так зародился киберпанк в литературе…

Кстати, сам термин «киберпанк» придумал Брюс Бетке в 1983 году в своем одноименном произведении. Но, он не относится к ярким представителям данного жанра, а этот термин просто стали использовать для того, чтобы объединить несколько ярких писателей-фантастов того времени, писавших фантастику в неонуарном стиле (Уильям Гибсон, Ким Робинсон, Брюс Стерлинг и др.). Лучше всего этот термин объясняется одной фразой: «high tech low life» — «высокотехнологичное нищебродство» или же «высокие технологии при низком социальном уровне жизни».

Следующим витком развития и становления киберпанка стали данные произведения

Рассказы «Музыка, звучащая в крови» («Blood Music») и «Смертельная схватка» («Hardfought») (премия «Небьюла») — 2 рассказа Грега Бира, сделавшими его знаменитым писателем-фантастом своего времени.

«Дикий берег» («Yhe Wild Shore: Three Californias») — известный роман Кима Стэнли Робинсона, повествующий о выживании в разрушенном мире.

«Нейромансер» («Neuromancer») из трилогии «Киберпространство» (премия «Небьюла», «Хьюго» премия Филипа К. Дика) — работа Уильяма Гибсона, которая завершила формирование образа вселенной киберпанка и сделала этот жанр самостоятельным течением в SciFi (фантастике). Данный роман на многие годы вперед обогнал всю фантастику того времени и прочно встал во главе всего киберпанка. По сей день темные улицы, неоновые вывески и смешанный шум китчевых футуристических мегаполисов стал главной визитной карточкой жанра киберпанк.

Neuromancer

Вселенная игры Cybperpunk 2077

Однозначно, Cyberpunk 2077 вобрал в себя многое из фильмов, книг и задумок последних 50-ти лет в жанре киберпанк и, буквально, возродил из пепла киберпанк как игровой жанр. Ведь в данном жанре среди игр можно выделить несколько серьезных проектов: Deus Ex (все части), System Shock, Shadowrun, Ruiner, Syndicate. И большое количество игр поменьше, в основном indie. Теперь их возглавила Cyberpunk 2077.

Вселенная игры — это классический мир киберпанка с неоновыми вывесками, имплантами  и киберпространством. Миром правят разного рода корпорации. Правительства существуют условно, создавая вид бурной деятельности, мало что решая по настоящему. Что тут скажешь, когда корпорация Арасаки имеет собственные станции-лаборатории на орбите Земли (отсылка к фильму «Элизиум» и книге «Нейромант»). Человечество четко разделено на тех кто С корпорациями и всех остальных. Либо ты трудишься на благо корпов, либо испытываешь удачу на улицах города / в пустошах. Оба варианта сопряжены здесь с опасностью быть убитым, искалеченным, обманутым, изгнанным. Корпораты здесь так же легко «кидают» своих коллег, причем разного уровня, как и бандиты на улицах.

Cyberpunk 2077 - улицы города

Похоть, жестокость и стремление к наживе здесь возведены в абсолют. И это очень сказывается на всем, что происходит вокруг. Здесь разрешено практически все: проституция, легкие наркотики, имплантация чего угодно кому угодно, даже узаконенные убийства по заказам от полиции. Конечно, такой мир интересен с точки зрения исследования. Но кажется слегка жутковатым, когда заберешься поглубже.

Cyberpunk 2077 - Реклама на улице

Казалось бы, как вообще может сосуществовать ТАКОЕ количество бандитов и откровенных отморозков на одном квадратном километре вместе с мирными гражданами, ходящими каждый день на работу и спокойно проживающими свои жизни!? В Найт-Сити получить пулю в лоб проще, чем в магазин сходить за хлебом. Местами кажется, что это явный перебор.

Cyberpunk 2077 - разборки на улицах

Нетраннеры, ушедшие с головой в сетевое пространство, днями оттуда не вылезают (как они, кстати, питаются вообще!?). Киберпространство — второй дом для многих жителей этого мира. Это очень хорошо понимаешь, когда связываешься с «подводным» миром города со своими сетями, ИИ и мега-фаерволами. Куда бы ты не пошел, на тебя везде смотрит «незримое Око» и кто-то дергает за невидимые ниточки. Это немного пугает, когда представляешь себе такой сценарий из жизни: идешь по улице, а тебя *щелк* и выключили.

Китч в одежде и внешнем виде. И здесь в Cyberpunk 2077 тоже полный порядок. Одежды вычурные, много разнообразных цветов и форм. Есть на что поглядеть.

Одежда в Cyberpunk 2077

Отдельно скажем про фиксеров, которые являются местными «авторитетами» в мире наемников. Это умудренные жизнью опытные работодатели НЕкорпоративного мира улиц. Они могут быть как благом, так и совершенным злом для любых наемников. Если ты живешь по неписанным правилам улиц, то будь готов к тому, что с этими ребятами лучше всего дружить и выполнять их поручения качественно.

Импланты («хром») — это то, за что готов продать душу дьяволу кто угодно. Их цена достаточно высока, а иногда и очень высока (зависит от качества продукта). В игре Джонни «Сильверхенд» говорит, что без имплантов корпораты ничем не отличаются от обычных людей… просто такие же куски мяса. Это очень хорошо объясняет всю иерархию этого мира. Кто при топовом обвесе, тот и главный. 

Но главная идея игры — на первое место всегда следует ставить Человечность!

Чем вдохновлялись CDPR?

Везде разработчики говорили про то, что основой для проекта послужила настольная игра Майкла Пондсмита «Cyberpunk». Вот, кстати, пара скриншотов самой игры Cyberpunk, арт там просто убер-киберпанковский:

Обложка Cyberpunk 2020

Art Cyberpunk 2020

И это чистая правда. Но, также, мы знаем, что CD Project Red всегда используют для реализации своих замыслов идеи из книг. Сами разработчики не раз писали о том, что долго погружались в произведения Гибсона, Дика, Стерлинга и прочих столпов жанра киберпанк, чтобы глубже проникнуться идеей sci-fi будущего в стиле неонового нуара.

Здесь мы рассмотрим несколько основных произведений, послуживших основой для сюжетных линий игры Cyberpunk 2077. 

«Снятся ли андройдам электроовцы?» — Филип К. Дик

Это классика жанра, и глупо было бы отрицать факт влияния этой книги на весь киберпанк. Данное произведение является классикой жанра научной фантастики. Его действие происходит в Сан-Франциско будущего. Земля, пережившая ядерную войну, представляет из себя полу-пустынные континенты с небольшими городами, густо населенными людьми. Животные практически вымерли, и всем дружно пришлось взяться за выращивание их в домашних условиях. Понятное дело, что в таких диких условиях ни о каких натуральных продуктах речь особо не шла (вспоминаем приставку «синт-» («synthetic») перед многими съестными предметами). К тому же, каждому человеку бесплатно предоставляли андроида любой марки на выбор, чтобы упростить и без того не легкую жизнь.

В общем и целом, данная книга очень ярко демонстрирует нам антиутопию, как она есть. Темные закоулки, высоченные дома-муравейники, бетонные джунгли и искусственная жизнь. На Земле стало настолько плохо, что людей стали принудительно отправлять на другие планеты, лишь бы заселять их как можно активнее. Главный герой, человек, сталкивается с ИИ нового уровня. Это отряд из андроидов, которых внешне невозможно отличить от людей. При этом силой и реакцией они превосходят людей в несколько раз. Главному герою предстоит выследить и уничтожить их.

«Джонни-мнемоник» — Уильям Гибсон

Это, ставшее уже классическим, произведение Гибсона про мнемоников. Это такие люди во вселенной киберпанка, мозги которых используют для курьерской доставки больших данных важной и крайне ценной информации. Принцип простой. Их подключают к компьютеру, заливают данные в мозг и отправляют на доставку данных в пункт назначения. Мир здесь антиутопичный, постиндустриальный технократический. Все как положено.

Примечательно, что главного героя зовут Джонни. Еще и завязка книги очень смахивает на основной сюжет игры: курьер должен доставить огромный массив данных, иначе его мозг просто перегреется и «сгорит». В игре же мы тоже условно ограничены временем, за которое мы должны что-то сделать с чипом, который может уничтожить личность героя.

«Нейромансер» — Уильям Гибсон

«Нейромансер» (или «Нейромант», если нравится) — культовое произведение Уильяма Гибсона, удостоенное премии «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Не слабо для одного творения в стиле киберпанк. Данная книга — первая из трилогии «Киберпространство». Кстати, всем советуем прочитать их. Вы совершенно по-другому оцените игру Cyberpunk 2077, прочитав всю серию целиком.

Вообще, это произведение, которое опередило свое время на много-много лет вперед. Здесь рассказывается про транснациональные корпорации, нейро-инженерию, киберпространство, ИИ и много того, что только сейчас вошло в обиход массовой культуры.

Действие произведения происходит в городском конгломерате Токио-Иокогама (аналогии с игрой Cyberpunk 2077 напрашиваются сами). Это огромный город, поделенный на префектуры, где разворачиваются основные события книги. Главный герой в конце отправляется на орбиту, где узнает про разрабатываемый корпорацией ИИ и его дальнейшую судьбу.

«Вирт» — Джеф Нун

Вирт — книга неоднозначная и интересная. Во-первых, описанные в ней события касаются сплошь виртуального мира, или мира трип-снов. Во-вторых, она немного жестковата для начинающих вникать в миры киберпространств, описанные фантастами прошлого века. Советуем сначала ознакомиться с рецензией перед прочтением и только потом приступать, иначе данная книга может показаться слегка муторной и сложной.

Фильмы в стиле киберпанк

  • «Джонни Мнемоник» — Главную роль а фильме, как многие уже знают, сыграл Киану Ривз. Он же сыграл персонажа, которого мы наблюдаем на протяжении всей игры Cybperunk 2077. [Зовут главного героя здесь тоже Джонни. В игре много сюжетных поворотов, схожих с этой картиной.].
  • «Отель „Новая Роза“» — Фильм по мотивам одноименного рассказа Гибсона. Это фильм совсем не про спецэффекты и путешествия в киберпространстве. Ключевую роль здесь играют переживания персонажей и сюжет, который разворачивается неожиданным образом для всех. [Начало игры (связь Ёринобу и Эвелин Паркер) практически копирует сюжет фильма, где завязка началась именно как хороший план, но потом все пошло по пи***].
  • «Бегущий по лезвию» — Фильм, снятый по произведению «Снятся ли андройдам электроовцы?». Антураж локаций, игра актеров взяты и отсюда тоже. [И даже отсылки к фильму в игре встречаются.;) Летающие машины Rayfield Excalibur и даже кадры из фильма.]
  • «Нирвана» — Фильм 1997 года в стиле киберпанк с Кристофером Ламбертом в главной роли. Сюжет конечно не выдерживает критики в наше время. Здесь замешаны игры, ИИ, японские корпорации («Okosama Starr») и немного магии…
  • «Ghost in the shell» (аниме, 1995) — Это классика аниме про киборгов, робототехнику, ИИ и, опять же, корпорации, мировые заговоры и многое другое, что взяли на вооружение многие игростроители и фильмоделы во всем мире. Желательно пересмотреть пару раз, чтобы проникнуться. А музыка Кенжи Каваи навсегда зачарует вас видами футуристического Токио. Да, и чтобы не портить себе настроение, не смотрите фильм «Призрак в доспехах» 2017 года с непонятной Скарлетт Йоханссон.

Ghost in the Shell - city

Отсылки в Cyberpunk 2077 к фильмам и произведениям

Игра местами просто состоит из кусочков произведений, фильмов и мультиков так или иначе связанных с киберпанком и смежными темами. 

Вирт в Cyberpunk 2077

Термин «вирт» однозначно взят из одноименного произведения «Вирт» («Vurt») Джеффа Нуна. Ну здесь не следует пояснять глубже. Хотя бы просто прочтите пару рецензий про книгу, не обязательно ее перечитывать, если она кажется вам излишне заумной и местами отвратительной. Основная суть вирта — это погружение в специфический сон и альтернативную реальность под действием специальной наркоты. В целом пересекается с игрой, но, конечно, далеко не во всем. Только основной идеей, что переживания передаются при этом настолько четко, как будто ты сам присутствуешь в этой альтернативной вселенной и переживаешь все как персонаж вирта.

Импланты

Имплант — это устройства, которые используются для вживления в организм человека с целью улучшить или заменить орган. Тема имплантов идет большой красной полосой через всю идею киберпанка. Любой автор киберпанка, кого вы не прочитаете, написал хотя бы одну книгу, где использовал данный термин хотя бы раз. Здесь и Филип Дик, и Уильян Гибсон, и Брюс Стерлинг использовали слово «импланты» или «киберимпланты» в своих произведениях.

Чипы памяти

Вообще, тема чипов памяти, не нова. Почему бы не использовать человеческий мозг для передачи и хранения информации с внешнего носителя!? В целом идея хорошая. Но, кажется, лучшее произведение, посвященное только этой теме, безусловно, «Джонни-мнемоник» Гибсона. Здесь целый сюжет завернут вокруг бедолаги курьера с данными в голове, которые вот-вот его «обнулят» (выражаясь уже словами игры), если он их куда-нибудь срочно не спихнет.

Но сама идея использовалась и у других писателей.

Отсылки к «Бегущему по лезвию»

Их тут предостаточно. Опишем самые яркие. 

Первый, это когда вы оказываетесь в Пасифике. Найдите там отель «У Бэтти». См. Скриншот ниже. Это отсылка к оригами из фильма.

Отсылка к фильму "Бегущий по лезвию"

Далее, ищите отель «Advocet»: в центре города точка быстрого перемещения «Конгресс-стрит и Бульвар МЛК», от нее — направо. Отель около телепорта. Заберитесь на крышу. Здесь мы увидим репликанта, выпускающего голубя из рук. Ну, в сущности, это просто кадр из фильма «Бегущий по лезвию».

Второй момент, это девушка Мисти (один из главных персонажей игры, которая гадает нам на таро). Она как две капли воды похожа на напарницу Роя Бэтти — Прис из фильма «Бегущий по лезвию».

Пролог за кочевника

Самое первое задание пролога, с которого начинается твой путь в Найт-сити, как раз отсылка к «Снятся ли андройдам электроовцы?» Дика. Входе него выясняется, что вы перевозили груз Arasaka с замороженной живой игуаной. А это большущая редкость в этом мире. Груз, который должен был попасть к очень богатому человеку, ушел «налево». К слову, в квесте с Ёринобу вы найдете отсылочку к этой ситуации. У него в номере искусственная игуана. И как правильно отмечает Ви (в любом прохождении), он мог бы позволить себе живую… но, вот не доехала ;)

Отсылка к «Снятся ли андройдам электроовцы?» - игуана

Образ Джонни «Сильверхенда»

Образ Джонни «Silverhand», скорее всего, собирательный. Поэтому однозначно сказать трудно, откуда создатели подсматривали его идею. Но в голову приходит как минимум пара произведений: «Джонни-мнемоник» и «Сожжение Хром».

Johnny "Silverhand"

Дело в том, что в «Джонни-мнемонике» главный герой вынужден отказаться от выполнения задания и сбросить с себя информацию, чтобы не погибнуть. Там для героя все заканчивается в итоге хорошо. Но только в «Нейроманте», к сожалению, мы узнаем от Молли о его смерти от лап якудзы.

В «Сожжение Хром» у главного персонажа, ветерана американо-советского конфликта [аналог Корпоративных войн в игре] даже прозвище было Автомат-Джек, и он имел кибернетическую руку. Он, как и большинство героев Гибсона, регулярно наступал на пятки корпоратам или крупным авторитетам.

Сеть в Cyberpunk 2077

Сеть в игре напоминает сразу всю трилогию «Киберпространство» Гибсона. Возьмем хотя бы термины: «лёд» (ICE, Intrusion Countermeasures Electronics) — аналог «фаервола» (в 1984 году просто не было такого слова), «киберпространство» — это аналог интернета (любой другой сети), некая сеть, изображаемая визуально, как трехмерная сетка с данными. И так далее… 

Корпорации, захватившие мир

Корпорациями в мирах киберпанка пронизано все. Они контролируют абсолютно всю жизнь будущего —  от туалета в твоей комнате до мировых воин. Транс-корпорации являются основной движущей силой всех историй с приставкой «кибер-». Откровенно говоря, это является реальностью уже сейчас. 

Такси Delamain

После выполнения квеста «Реанимация», если вы выберете не спасать целостность ИскИна, а разрушите компьютер, позволив сущностям «разлететься» в разные стороны, вам достанется машина Delamain с ИИ, который будет с вами общаться. Кажется на первый взгляд, что это отсылка к сериалу «Рыцарь дорог» (1982 года), где машина главного героя тоже обладала развитым ИИ, с которым он и общался большую часть сериала. Правда, в игре машина не очень похожа на оригинал из сериала, и общается она мужским голосом.

Snuff, которого нет

В игре несколько раз упоминается термин «snuff» («снафф»). Это заснятое на видео настоящее убийство со всеми возможными отягчающими (не будем углубляться). Не совсем ясно, откуда он взялся. Говорят, что впервые упоминался в книге Эда Сандерсома. Но это мало о чем говорит. И вообще, на ум приходит только Пелевин с одноименной книгой «S.N.U.F.F.».

В общем, в игре есть одно заснятое убийство, которое вам предлагают просмотреть в квесте с «Бестиями». Ну и с последующей расправой с бандой, которая этим промышляет. Вообще, если вдуматься, немного жутковатое это дело. Стоило ли CDPR включать эту тему в игру, вопрос…

Подведем итог

Cybperpunk 2077, без всяких сомнений, является ярчайшим на сегодня представителем жанра киберпанк на игровой сцене. В голову не может прийти ни одна игра, которая бы настолько глубоко захватила все аспекты этой неоново-нуарной кибер-вселенной. Тут проработано все до мельчайших деталей. И количество отсылок к различным произведениям просто поражает. Мало какие проекты с современной графикой могут похвастаться такой работой с мат частью.

Всем поклонникам киберпанка советуем!

Виды города Cyberpunk 2077